Итак, Вингфойл - самая модная новинка водно-ветровых видов спорта, буквально взорвавшая в 2019 году социальные сети большинства радикальных ветрорайдеров от Кай Ленни (Kai Lenny), обычно катающегося на Гаваях, до Радикуло (Balz Muller), предпочитающего родные озера Швейцарии.
Как устроен вингфойл и почему он стремительно завоевывает популярность, заставляя кайтеров, виндсерферов, классических серферов и даже радикальных поклонников САПсерфинга положить свое привычное оборудование в дальний угол гаража и пойти в очередной раз учиться чему-то непривычному?
Как следует из названия, вингфойл состоит из двух основных частей – из крыла (wing), которое райдер держит в руках, и из доски с подводным крылом, на которой он стоит. Крыло и доска не имеют механического крепления друг с другом.
Крыло, как и большинство современных кайтов, используемых на воде, имеет надувной передний баллон, а также средний баллон с рукоятками (мягкими петлями) для рук или с жесткой поперечной штангой, напоминающей половинку гика у паруса виндсерфинга. В отличие от купола кайта, которому важно сохранять С-образную форму, крыло вингфойла больше похоже на крылья гигантской бабочки, которую вы двумя руками схватили снизу за туловище. При катании в сильный ветер или при прыжках (да, да, на вингфойле уже прыгают сальто, вращения на 180-360-720) две стороны крыла вингфойла слегка меняют форму и сбрасывают лишнюю тягу. В то же время сильно накачанные передний и средний баллоны (или жесткая штанга) задают крылу постоянную форму передней кромки, натяжку ткани «крыльев» справа и слева от центрального баллона и придают необходимую жесткость для контакта с руками райдера.
Доска с подводным крылом, на которой стоит вингфойлер, состоит из корпуса объемом от 70 до 200 литров, к которому с нижней стороны прикреплена узкая плоская «мачта», к которой, в свою очередь, снизу крепится собственное большое подводное крыло и небольшой стабилизатор. По аналогии с самолетом, продольная планка, соединяющая подводное крыло, подводную мачту и стабилизатор, получила название «фюзеляж». Доска, подводная мачта, крыло, стабилизатор и фюзеляж имеют массу модификаций под разные ветровые и волновые условия, уровень катания райдера и т.д. В отличие от похожих фойлдосок для кайтфойла или вейкфойла, доски для вингфойла, как правило, имеют достаточный объем, чтобы райдер мог стартовать на них без помощи крыла. Хотя уже зимой 2020 года производители досок представили для радикальных райдеров модели сверхмалого литража.
Преимущества вингфойла.
Во-первых, это красиво!
Кроме шуток, красивых фото катающихся вингфойлеров достаточно много в соцсетях, так как снаряжение для этого спорта абсолютно соразмерно человеку. Вы пробовали сделать хорошее фото кайтсерфера, чтобы в кадр попал и райдер, и купол, и это было не на пляже, а на воде? Те, кто пробовал, понимают, что это практически невозможно. С виндсерферами фотографу проще, но они обычно слишком далеко от берега и парус все равно больше человека в 3 раза. Серфинг дает прекрасные кадры волны, но яркости для картинки нет, так как у райдера нет оборудования кроме доски. Вингфойл – совсем другое дело. Он одинаково фотогеничен и на берегу, и на воде за счет яркого крыла и доски, летящей над водой.
Во-вторых, это компактно.
Комплект из надувного крыла, доски и подводного крыла помещается в три небольшие сумки, собирается и разбирается за 10-15 минут и легко помещается в багажник любого автомобиля. А с 2020 года производители делают надувные доски для вингфойла по САП-технологии, что позволяет убрать в багажник доску любого объема.
В-третьих, и это самое главное: со спортивной точки зрения фингфойл тоже имеет массу преимуществ.
Ветровые и волновые условия для занятий вингфойлом имеют широчайший диапазон, не доступный ни виндсерфингу, ни кайтсерфингу. Выход на глиссирование может осуществляться не только за счет тяги крыла, но и за счет пампинга – раскачки доски ногами. Эту технику еще в 2013 году для фойлдоски придумал и внедрил небезызвестный в серфовом мире райдер Кай Ленни, а сейчас ее используют все катающиеся. В соцсетях можно найти массу видео, когда при уменьшении ветра вингфойлер возвращается на волну только за счет техники пампинга. При движении с крылом против ветра, вингфойл режется к ветру гораздо острее, чем виндсерфинг или кайт, что позволяет существенно экономить силы райдера. Вингфойл не требует серьезной физподготовки, а техника управления крылом отрабатывается на берегу за пару уроков. С техникой работы на доске сложнее, но тут помогают школы вингфойла. И, несмотря на то, что вингфойл требует хорошей координации, за несколько уроков в школе вингфойла ученик, как правило, осваивает базовую технику.
Обучение вингфойлу и безопасность
Как и в любом другом водном виде экстремального отдыха, вы должны отдавать себе отчет, что обучение будет сопряжено с риском падений в воду и на оборудование, поэтому при обучении вингфойлу надо соблюдать несколько простых, но важных правил.
- При обучении на начальном этапе даже в очень теплой воде всегда использовать гидрокостюм, гидротапочки, спасательный жилет и жесткий шлем. Почти все детали подводного крыла вингфойла обладают острыми кромками, а само крыло, как правило, шире, чем доска, к которой оно крепится. Поэтому при падениях и залезании обратно на доску есть вероятность порезов, от которых частично спасают гидрокостюм и гидротапки.
- Учиться в школе или на серфстанции, в которых есть программа обучения «от простого к сложному» и линейка оборудования, позволяющая быстро прогрессировать при любых ветровых условиях.
- Отдельно освоить на берегу технику управления крылом (вингом), в том числе движения руками и телом при поворотах и смене галсов.
- При обучении на воде первым делом освоить правильную технику падения/спрыгивания с доски и безопасного захода в воду через прибой (если он есть).
- Если вы до этого не катались на фойл досках (например, на вейкфойле, кайтфойле или САПфойле), то очень важно сначала освоить катание на фойлдоске за катером, гидроциклом или за реверсивной лебедкой без крыла в руках, так как катание на фойлдоске радикально отличается от всего, что вы пробовали до этого.